Урок 2 из 2
В прогрессе

История рекламы, ч.2: XVI-XIX вв. – Первые газеты, фряжские листы, “сувенирка”

Вы давно держали печатную газету или журнал в руках? 

То-то, заканчивается эпоха газетной и журнальной периодики, которая длилась несколько веков подряд и началась аж в 1605 году в Страсбурге, на северо-востоке Франции.  

Первая периодическая газета в мире появилась в 1605 году в Страсбурге и начиналась словами: «Relation: Aller Fürnemmen». Издателем был немец Иоганн Каролус (Johann Carolus)

Газеты и журналы появились во времена промышленной революции, когда машинный труд заменил ручной, а на место мануфактур пришли фабрики. Печатный пресс Иоганна Гутенберга размножил тексты с невиданной доселе скоростью и избавил от услуг переписчиков.

Содержание видео:

  • 00:00 – появление периодической печатной прессы
  • 00:39 – коротко о первых газетах в мире
  • 01:02 – появление рекламы в газетах и журналах
  • 01:29 – лубочные картинки в Российской империи, как формат рекламы
  • 03:17 – первая периодическая газета в России
  • 03:36 – примеры первых рекламных объявлений в российских газетах
  • 04:31 – почему рекламы в российских газетах было мало
  • 04:49 – появление узконаправленных изданий и рекламы
  • 05:15 – появление первого рекламного агентства в России
  • 06:08 – другие форматы рекламы в Российской империи с примерами
  • 08:28 – завершение рассказа и приближение к главным выводам
  • 09:10 – основные мысли о рекламе 16-19 веков
  • 10:44 – о появлении радио
  • 11:27 – занавес

Справедливости ради нужно отметить, что прообразы газеты появились ещё в Древнем Риме, а первой печатной газетой является “Столичный вестник”, выходивший в Китае в 8 веке. Вплоть до 17 века газеты не имели широкого распространения, а значит, не можем назвать их средствами массовой информации.

Так выглядела первая печатная газета в Древнем Китае “Столичный вестник” (Kai Yuan Za Bao), которая появилась между 713-734 годами н.э. Подлинник утерян в годы “культурной революции”.

Как заработали печатные станки Гутенберга, а первые газеты пошли в тираж, тут как тут появилась реклама в газетах. В основном это была реклама книг и шарлатанских лекарств. Однако к 1650-м годам разнообразие рекламируемых продуктов заметно увеличилось. 

Например, в 1704 году через бостонскую газету кто-то продавал плантацию на Ойстер-Бей, на острове Лонг-Айленд.

Первые газеты были без изображений.

Реклама в Российской империи

Потешные листы

Пока в Европе и Америке царил газетный бум, в России в ходу были лубочные картинки, которые ещё называли фряжскими, или потешными, листами. 

Лубок – это изображение с подписью, суть которых передается простыми и доступными образами.

Вот, например, лубок, озаглавленный «Французский магазин помады и духов». Рисунок изображает стол, на котором множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает: «Французское ли это?» И слышит в ответ: «О, мсье! Самое свежее!». 

Подробнее о картинке читайте на сайте Государственного исторического музея

А вот листок, в котором пропагандируется прививка от оспы.

Массовая прививочная кампания в Российской Империи.

Далее идут стихи:

«Какой позор рябым уродливым мальчишкам,
Смотрите, как они хорошим ребятишкам
Дурными кажутся и как от них бегут,
Товарищи их в игрушку не зовут,
С уродами ж играть как будто все боятся
И так спешат от них скорее прочь убраться».

Серия картинок завершалась летучим листком, в котором подробно излагались наставления о прививании оспы.

Чем-то похожи на современные комиксы, не правда ли?

В XVIII веке с помощью фряжских листов торговцы рекламировали европейский образ жизни, западную моду,  новые предметы быта. Однако со временем их использование ограничили. Петр I ввел указ, по которому такие картинки могли печатать только в типографиях по специальному разрешению, а с 1822 года на них распространилась цензура.

Газеты

В том же 18 веке, в 1703 году, появилось первое периодическое печатное издание “Ведомости”, где встречаем небольшое объявление о купле и продаже товаров и расположении магазина: 

«У купца Якова Далмена на большой улице против Зимнего дворца продаются самые свежие устерсы, цитроны и каштаны повальною ценою, о чем через сие объявляется»

Гораздо позднее, в 1770 году в “Санкт-Петербургских ведомостях” читаем: 

«Желающие купить дворовую девку 13 лет могут спросить в Семёновском полку в офицерской линии»

Большинство русских периодических изданий, вплоть до реформы 1861 года, ограничивалось объявлениями из сферы культуры и редко обращалось к коммерческой, биржевой, промышленной рекламе, потому что это было особой привилегией правительственных, официальных изданий. 

Зато после отмены крепостного права, ускорилось развитие капиталистических отношений и начался новый этап – появились исключительно коммерческие и узконаправленные газеты и журналы, ярмарочные листки и даже “Брачная газета”.

В 1878 году в России открылось первое рекламное агентство – “Центральная контора объявлений”, но это намного позже первого бюро в мире, основанного Уильямом Тейлором в 1786 году в Лондоне.

Создателю “Центральной конторы объявлений” Людвгу Метцелю приписывают крылатую фразу: “Реклама – двигатель торговли”.

Людвиг Метцель (1764 – 1848) – основатель первого в Российской Империи рекламного агентства – «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцель и Ко»

А вообще рекламные агентства возымеют огромное значение чуть позднее – в 20 веке. Там их влияние будет бесценным. Об этом поговорим в следующем уроке, а сейчас продолжаем.

Упаковка и сувенирная продукция

Не только газеты и журналы были рекламными носителями в ту пору. 

Владелец кондитерской фабрики «Эйнемъ» Юлиус Гейс распорядился тщательно прорабатывать дизайн упаковок и оберток конфет: он приглашал известных художников, в том числе Михаила Врубеля, Льва Бакста, Ивана Билибина. 

[ngg src=”galleries” ids=”1″ display=”basic_thumbnail” thumbnail_crop=”0″]

А для оформления изделий кондитерского товарищества «Абрикосов и сыновья» его владельцы приглашали немецких художников, которые до этого работали с иностранными фабриками. 

[ngg src=”galleries” ids=”2″ display=”basic_thumbnail” thumbnail_crop=”0″]

В магазинах «Эйнемъ» кроме шоколада, конфет и других сладостей продавали и рекламную продукцию — посуду и столовые приборы с фирменными логотипами. То что сейчас называется “мерч” или “мерчом”, не знаю как правильно. 

Ещё в коробки конфет вкладывали открытки и коллекционные карточки с текстами об искусстве или истории. Тем, кто собрал полный набор, дарили подарки — сувениры, редкие почтовые марки. Ничего не напоминает?

Помимо открыток, в коробках можно было найти игральные карты, ноты. Специально для фабрики «Эйнем» композитор Карл Фельдман написал так называемые «шоколадные» мелодии — композиции «Кекс-галоп», «Танец какао», «Вальс-монпансье» и «Шоколадный вальс». Звучит вкусно.

Парфюмерная фабрика «А. Ралле и Ко» в 1893 году, то есть в конце 19 века,  выпустила бесплатный иллюстрированный календарь со страницами для заметок. На его последней странице составители поместили рекламу ассортимента компании — туалетного мыла, рисовой пудры, духов и одеколонов.

Рекламу крупных предприятий Российской империи — торгового дома «С.И. Чепелевецкий и сыновья», фабрик «А. Ралле и Ко», «Брокар и Ко» — помещали не только в газетах. Их объявления печатали на театральных программках, расписании поездов, географических картах. Рекламу расклеивали даже в дирижаблях и воздушных шарах.


В общем, реклама заполонила пространство вокруг человека и стала неотъемлемой частью его повседневной жизни. Хорошо это или плохо, судить трудно.

Ведь одна из задач рекламы – это информирование, просвещение потребителей. Даже сейчас через рекламные объявления мы узнаем новое о технологиях, культуре, экологии. 

Соглашусь, не всякая реклама просвещает, есть та, что развлекает, призывает купить здесь и сейчас, шокирует. Гораздо сильнее и ярче это проявилось в  20 веке, о котором поведаю в следующем уроке. 

Выводы

В целом, под занавес 19 века отмечу следующее:

  • развивалась промышленность, товары изготавливали в больших количествах, их нужно было куда-то девать. Да и себестоимость снижалась, а значит больше людей могли купить товар, что было предпосылкой появлению массового рынка. Яркий пример, расчёски до 19 века делали из коралов, панцерей черепах, слоновой кости, дерева. Они были доступны не всем и подчеркивали статус и материальное положение человека. После изобретения пластика в 1862 году гребни появились у всех. Теперь производителям нужно было выгодно преподнести свой товар, рассказать о нём людям, продать его. Без рекламы никуда. Благо, уже были средства массовой информации – газеты и журналы.
  • в 19 веке появились железные дороги, которые быстро и надежно доставляли товары на прилавки магазинов по всему миру. Так что расчёску, изготовленную во Франции, могли спокойно купить в России уже через несколько дней. Красотааа…
  • и ещё одно важное, я бы сказал, чрезвычайно важное событие произошло в 19 веке, изменившее ход истории рекламы – появление радио, изобретение которого приписывают аж четырём разным учёным. В России, считается, что это сделал Александр Попов, в Европе авторство отдают Гульермо Маркони, а в США уверены – постарался Никола Тесла. В Германии изобретение приписывают Генриху Герцу. Как говорится, “ у успеха много отцов, а неудача всегда сирота”.

    Нам же важно то, что радио вообще появилось. Ведь там совсем-совсем скоро появится реклама.

Хочется закончить знакомство с историей рекламы 16-19 веков акварелью Джона Орланда Пэрри, британского актера, пианиста, художника, комика, автора песен, певца… Эту картину он написал в 1883 году, уж больно хорошо она передаёт атмосферу своего времени. 

“A London Street Scene” 1835, in the Alfred Dunhill Collection.

А я с вами прощаюсь, до скорых встреч.

Содержание урока